О непопулярности стратегий: порог вхождения

©

Этим летом мой младший брат оказался в компьютерном клубе в Ессентуках. «Я один играл в хойку, все остальные – в ксго», — рассказал он мне недавно. И я задумался, почему же так много подростков выбирает Counter Strike и Доту, оставаясь в них и в старшем возрасте, и так мало обращает свои взоры на стратегии. Долго я пытался разобраться, что же в стратегиях такого, что их делает обособленными. И недавно я решил поиграть в ту самую Hearts of Iron IV от шведской студии Paradox, которая, к слову, давно меня тянула, но я в нее почему-то не играл, хотя у меня сотни часов и в их Crusader Kings, и в Europa Universalis, и в Victoria, а с недавних пор еще и пополнил список Imperator: Rome. Ответ пришел сам: порог вхождения.

Множество механик

Если в той же доте достаточно запомнить умения и ульты своих любимых героев, что требует времени скорее в выявлении удобного амплуа и соответствующего ему героя, то в стратегиях во всем надо разбираться. К примеру, в Crusader Kings II в ванильной версии уже огромный набор механик: дипломатия, придворные, альянсы, браки, заговоры, религия, война. А еще можно принимать законы, каждый из которых имеет как к плюсы, так и минусы. А с добавлением дополнений мозг начинает взрываться от обилия информации.

Дополнение про Республики позволяет играть за Венецию, Генуя и Амальфи, но вместе с ними добавляется еще множество механик и решений как для самих республик, так и для прочих государств. И в каждом надо разбираться. Что приносит большую прибыль в республике: быть Дожем или знатной семьей? Как стать Дожем? Что дает строительство торговых «компаний» на побережье? Как построить их больше, чем другая семья или республика? Как захватить торговое влияние? Одним словом, вопросов всегда много. А чтобы в них разобраться, нужно провести десятки часов за чтением дневников разработчиков или сыграть несколько не самых удачных партий. Не всем это нравится.

Другой пример — это серия игр Total War. На глобальной карте есть города, в которых можно строить и что-то менять для своего королевства, есть агенты разных типов, в некоторых играх серии есть еще и семьи. А еще есть сражения, в которых у каждого юнита есть свои механики и особенности, которые зависят от местности: конница в лесу безнадежно уступает мечникам, но уже в открытом поле все будет наоборот.

Много данных

Еще один пример. Hearts of Iron IV. В недавно вышедшем дополнение La Resistence добавили особые деревья фокусов Испании, Франции и Португалии. Если в последних двух еще есть шанс разобраться, то в испанском без пол-литра не разберешься. А ведь каждый фокус дает ту или иную плюшку в отношениях, дипломатии, промышленности или запускает серию ивентов. Вот и попробуй в нем разберись. Даже в крупном дереве Рейха все куда понятнее.

О непопулярности стратегий: порог вхожденияИспанское дерево фокусов

Не уходя от игр шведской студии, обратимся к Stellaris. У каждой расы есть свои стартовые особенности: отношение к другим расам, их развитие, приспособленность к другим мирам. Стартовых рас не так много, но у каждой разное сочетание начальных модификаторов. И разобраться в них занимает много времени. А с освоением миров нужно разбираться еще и в этих самых мирах и появляющихся секторах. И чтение данных об эдиктах, типах миров, типах деятельности, зданиях занимает, наверное, порядка 20% времени. Даже если уже сыграно много часов, то это все равно занимает достаточно много игрового времени.

А в той же пятой Цивилизации Сида Мейера со всеми дополнениями еще на старте игры уходит около часа времени, чтобы выбрать интересную для начала партии цивилизацию. Ацтеки, Майя, Рим, Индия или Германия? А может Османы? Нет, вот у Марокко интересно. А стоп, а тут что у Японии? И когда ты это уже осилил, пора идти спать. А когда доходит до вопросов строительства, то тут тоже сидишь и думаешь, чтобы такое построить, чтобы победить врагов.

Исследования же вовсе становятся головной болью практически во всех стратегиях. Что нужно сейчас? А что изучает мой противник? А когда я смогу это исследовать потом? Вопросов всегда очень и очень много. И нужно идти в ногу со временем, а то будет как в мемах про цивилизацию: римские легионеры высаживаются с БТР-ов, а рядом осаду крепостных стен ведут из пулеметов Гатлинга. И все эти вводные, читать их, изучать, размышлять – так муторно…

О непопулярности стратегий: порог вхожденияРеформы в Total War: Three Kingdoms

А в ксго?

Там нужно знать места на картах, выбрать наиболее удобное для себя оружие и иметь хорошую реакцию. Это требует времени, но это познается в первые часы игры, а потом это уже переходит в разряд мышечной памяти, привычки, приобретенных знаний, применяемых с завидной регулярностью. Такое не работает в стратегиях.

О непопулярности стратегий: порог вхожденияВыбор героев в Apex значительно меньше чем стран в Цивилизации

Аналогичная ситуация и в доте, апексе, пабге или других популярных играх. Есть определенные знания карты и оружия, которые получить легче чем в стратегиях. Игроку требуется гораздо меньше времени и ментального напряжения, чтобы начать уверенно играть на хотя бы среднем уровне. После школы, универа или работы эти игры позволяют расслабиться. Стратегии же этого не дают.

Заключение

Почему же стратегии менее популярны чем многие другие жанры? Потому что их порог вхождения значительно выше: многие часы требуются для освоения механик, понимания модификаторов, ивентов. И если в популярных играх знания накапливаются и развивается тот или иной автоматизм, то в стратегиях это не работает: в каждой партии необходимо думать, размышлять, выбирать, принимать решения, исправлять ошибки. Все это гораздо сложнее чем просто запустить ксго и скатать пару каточек со своим сильвером после тяжелого дня. Да и то не факт, что стратегия своей медлительностью затянет, учитывая, что начать играть на среднем уровне получится отнюдь не сразу, учитывая количество информации, которую нужно изучить.

Источник: playground.ru